Акванавт на страже чистоты московских водоемов.
7 сентября несколько отважных дайверов-энтузиастов собрались на берегу небольшого пруда (Координаты: 55 градусов, 42 минуты, 29,55 секунд Северной широты и 37 градусов, 33 минуты, 01,92 секунды Восточной долготы, высота над уровнем моря 162 метра, диаметр пруда 50 метров, глубина до 2 метров (данные Google Earth).
Прудик оказался очень уютненьким с огромными деревьями по берегам и окруженным экологической тропой, по которой беззаботно прогуливались посетители парка. По поверхности важно плавали жирные утки, на склонах Воробьёвых гор радостно чирикали осенние птички.
День выдался солнечным и тёплым. Прозрачность воды в прудике не превышала 30 сантиметров, что гарантировало дайверам незабываемые впечатления от предстоящей экологической акции. Около 12 часов у пруда появились руководители ГПБУ «Управление ООПТ по ЗАО» и после краткой речи директора этой организации перед школьниками и дайверами сухопутные участники экологического праздника получили инструменты (лопаты и перчатки) для облагораживания территории парка, а дайверы получили добро на погружение в пучину лесного водоёма, поскольку в обычной обстанове купаться в пруду было категорически запрещено, о чём сообщали плакаты на берегу с указанием всех служб спасения и скорой помощи. Нашей задачей было исследовать дно пруда и вытащить на берег всё, что не должно в нём находиться. В период подготовки к погружению, когда дайверы собирали оборудование, вокруг нас начала собираться толпа любопытных. Люди стали задавать вопросы, они интересовались, каких рыб мы сможем увидеть в пруду, не встречаются ли там акулы или другие опасные животные, холодная ли и мокрая вода и какая глубина водоёма и сколько мы сможем находиться под водой, и что у нас налито в баллоны…
Первым и самым отважным дайвером, прыгнувшим в воду, оказался Максим, учащийся девятого класса. Причём весь его класс участвовал в сухопутной части экологической акции, и ребята выражали неподдельное восхищение Максом. Некоторые не могли поверить, что он наденет маску и нырнёт в эту коричневую жижу и если сделает это, то выйдет из воды живым и невредимым. Парню повезло, он оказался довольно лёгким и прибрежная трясина не засосала его, и Максим уже через минуту был посередине пруда, а восторженная толпа его одноклассников двинулась в лес.
До этого экологического праздника я не был лично знаком ни с одним участником экспедиции и мои новые друзья энтузиасты-волонтёры дайверы показали себя как истинные любители природы и настоящие профессионалы, способные на погружения и работу в «нечеловеческих» условиях.
Больше всего меня поразила хрупкая девушка Лена – организатор экологической акции. Я понимаю, когда в мутную коричневатую жижу прыгают здоровенные мужики, которые не боятся ни пьявок с лягушками, ни кровожадных диких болотных уток, распространяющих циркариоз, ни акул с каракатицами и никакой другой инфекции. Но чтобы девушка, своими нежными ручками шарила в тине в полной темноте на дне пруда и искала постороние предметы, это, это… не поддаётся никакому описанию.
Однако поделюсь своими личными впечатлениями от событий 7 сентября. Натянув свой «мокрый» гидрокостюм, подготовив и проверив всё оборудование, с видеокамерой наизготовку я шагнул в прибрежную тину пруда и тут же обе ноги засосало в придонную жижу, и вот я уже по колено в холодном иле, вода по грудь… погружение продолжается пока ласты не уткнулись во что-то твердое под жижей. Наверное, это было дно. Из потревоженных донных отложений к поверхности интенсивно поднимается огромными пузырями газ метан, всё вокруг бурлит и пузырится. Если бы в этот момент поднесли ко мне спичку, можно было бы увидеть барбекю в пруду. Запах соответствующий: настоящий природный газ как в самом заболоченном болоте из фильмов ужасов, когда от него корчатся в судорогах кикиморы. Включаю видеокамеру, продолжаю погружение. Глубина около двух метров, коричневатая тьма и муть вокруг. Включаю фонарь на полную мощь, вижу дно. Видимость 30 см. Медленно начинаю двигаться над шевелящимися коричневыми листьями и ветками, усеявшими всё вокруг. В коричневато-красном свете перед маской проплывают пучками нитчатые зелёные водоросли, чёрные, неизвестные науке, образования, при прикосновении к которым они рассыпаются в чёрную муть. Иногда возникает ощущение, что плывёшь на дне стакана с крепким чаем и чаинки кружат вокруг, как будто их пошевелили ложкой. Проплываю дальше. Всё торжественно и величественно в этом царстве Водяного. Где, интересно знать, его могила? Где черепа и кости тех, кто нарушил строгий запрет и искупался в этом пруду? В луче света от фонаря появляется ротан (Perccottus glenii) — рыба семейства головешковых, представитель рода головешек. Секунду этот 10-сантиметровый хищник стоит в ужасе и не знает что делать. В следующее мгновение, приняв нашу благородную экологическую миссию от дайверов клуба Акванавт за смертельную опасность, выпучив глаза и с перекошенной пастью, он бросается в темноту, подняв со дна тучу мути. Перед камерой ничего не видно.
Продолжаю ползти по дну и исследовать водоём. Убийственный донный пейзаж не изменился. Второй ротан чуть поменьше первого сорвался с места и помахал в объектив хвостом. Вдруг прямо перед маской возникает гора. Это глиняный холм на дне пруда. На нём грациозно шевелится тина и какие-то «лишайники». Пузыри метана вырываются из глины и несутся вверх. Обхожу препятствие, продолжаю ползти брюхом по донной жиже. Незабываемые ощущения! Пора заканчивать съёмку чудесных прудовых пейзажей. Стоп! Снято! Однако хватит заниматься ерундой! Мы сюда не кино приехали снимать, а очищать водоём от хлама… Вот он, первый трофей! Половина рамы от детских санок торчит из дна острыми обломками. Это как надо было лететь на санках с Воробьёвых гор, чтобы эти санки разорвались пополам, в пруду затонула задняя часть, а передняя улетела с лихим ездоком наверное в Москву-реку! Выдёргиваю добычу из донной муляки (так тину с илом называла моя бабушка, когда она в детстве не могла заставить меня вылезти из пруда). Муть столбом поднялась со дна – видимость 0. Продолжаем барражирование над дном. Следующий трофей – метровый кусок арматуры. Марка стали «Сталь 45». Торчит вертикально из дна. Вспоминается сюжет из фильма «Джентльмены удачи» про арматурный цех. Как сюда, в этот пруд, попала проржавевшая арматурина? Ах, ну да! Здесь же рядом «Мосфильм»! Следующий трофей – двухметровое бревно. На берег его!
А что там ребята нашли! О-о-о! Им повезло больше! На берегу стоит бутылка с шампанским! Сколько лет она пролежала на дне? На брошенную наполеоновскими войсками при отступлении из Москвы эта бутылка не похожа - пробка пластиковая. Расшифровка надписи на донышке не внесла ясности. Мои коллеги дайверы-энтузиасты извлекли со дна пруда металлическую трубу с табличкой «Купаться запрещено». Как эта громоздкая конструкция попала в пруд? На дне также был найден глушитель предположительно от небольшого трактора (самого трактора в пруду не оказалось).
И в конце экологической акции мне улыбнулась удача в виде огромного затонувшего пня весом более 100 кг. С трудом удалось оторвать его от дна и дотащить, интенсивно работая ластами, до берега. Вытащить пень на берег оказалось невозможным – здесь нужна лебёдка.
Итак, группа дайверов Акванавта закончила работу по очистке небольшого лесного водоёма, на берегу собраны трофеи, поднятые со дна, и теперь обитатели пруда могут дышать несколько лучше… Мы понимаем, что эта акция носила больше символический характер и более важно само отношение людей к проблеме засорения водоёмов, лесов и парков Москвы. Есть неравнодушные люди, которые готовы потратить своё личное время и внести свой небольшой вклад в оздоровление окружающей среды и хочется сказать клубу Акванавт спасибо. Лично я со своей стороны готов всегда участвовать в таких экологических акциях, даже если придётся погружаться в канализационных коллекторах и чистить всю Москву-реку. Выражаю благодарность клубу Акванавт за такую возможность.